Микшерный пульт используют при звукозаписи, сведении и концертном звукоусилении. Также при помощи микшерного пульта осуществляется маршрутизация сигналов.
Существуют аналоговые и цифровые микшерные пульты. Оба вида имеют свои очевидные преимущества и недостатки.
Достоинства цифровых пультов
• Первое – компактность. Постепенно при разработках цифровых пультов просматривается разумный баланс между компактностью и эргономичностью.
Вопрос звукооператору: “Какой цифровой пульт лучше?”
Ответ: “Тот, который больше похож на аналоговый”.
• Второе – функциональность. В цифровых пультах на каждый канал можно назначить различные эквалайзеры, динамическую обработку, в «инсертные» точки – включить внешние приборы. Во всех пультах разных производителей имеются штатные приборы временной обработки. В большинстве микшеров имеется возможность назначать задержку, как на выходы, так и на входы, что важно при озвучивании больших коллективов на глубоких сценах, избегая, таким образом, появления эффекта гребенчатого фильтра, что неизбежно случается в аналоговой технике. Задержку можно устанавливать и на мониторный выход для наушников, что чрезвычайно удобно при живой работе. Достоинство цифровых пультов заключается в том, что в цифре проще реализовать микширование большого количества каналов. Речь может идти до 100-200 каналов.
• Третье – эргономичность. Принципы работы на различных аналоговых пультах примерно одинаковы, на цифровых пультах нет.
Недостатки цифровых пультов:
Для цифрового пульта актуален процесс привыкания к алгоритму работы с пультом. Актуальным есть конфигурирование консоли под звукорежиссера специалистом, разбирающимся в пульте. Эти процессы усложняют работу с пультом. Хотя многие производители выпускают программы-редакторы, при помощи которых можно сконфигурировать пульт. Только сложности остаются. Лучше всего выглядят производители цифровых пультов, у которых всего один редактор на всю линейку производимых консолей. Многие производители снабжают свои изделия программами для iPad,iPhone и Android.
ПРИМЕРЫ
Компания Roland Systems Group представила профессиональный компактный цифровой микшерный пульт Roland M-200i, который дополнил линейку V-Mixing System. Отличительной особенностью новинки является интеграция с iPad – микшером можно полностью управлять с планшета. iPad-приложение поддерживает управление предусилением, фильтрами и параметрическим и графическим эквалайзерами, но также включает возможность сохранять и загружать сцены, настраивать компрессоры и гейты, редактировать эффекты и не только. Это позволяет осуществлять дистанционное управление микшерным пультом из любого места в комнате подключенного к порту LAN на M-200i. Можно также использовать беспроводной адаптер Roland Wireless Connect (WNA1100-RL), подключенный к порту USB. Кроме того, есть возможность подключить iPad, используя мультиконтактный кабель, идущий в комплекте с M-200i. Он не только обеспечивает проводную связь между устройствами, но и позволяет подзаряжать iPad. Если пользователь не имеет iPad, консолью можно управлять с помощью встроенного ЖК-экрана и кнопок навигации. Беспроводное подключение осуществляется помощью маршрутизатора.
Roland M-200i имеет архитектуру с 32-каналами и 17 моторизованными фейдерами, 8 универсальных шин (AUX), 4 матрицы, 8 DCA-групп, 24 физических входа и 14 выхода (с возможностью расширения до 64×54). M-200i может микшировать аудиоисточники с USB-порта.
M-200i также включает порт Roland Ethernet Audio связи (REAC), который дает доступ к мощным возможностям расширения, включая многоканальную запись/воспроизведение, дополнительные удаленные физические входы и микшерные системы. Кроме того, порт REAC обеспечивает живую многоканальную запись с помощью Cakewalk SONAR Producer.
Цифровой микшерный пульт M-5000 построенн на базе совершенно новой платформы O.H.R.C.A. Использование данной технологии позволяет сконфигурировать M-5000 под любые потребности. Пульт можно использовать на живых выступлениях и во время гастрольных туров, в разных театральных постановках, телевизионных студиях.
O.H.R.C.A. расшифровывается как Open High Resolution Configurable Architecture, открытая настраиваемая архитектура высокого разрешения.
Что же новая платформа может предложить пользователям?
Открытая:
Поддержка различных сетевых протоколов. Собственный протокол REAC предназначенный для передачи управляющих данных и аудио через Ethernet.
Два слота для карт расширения. Поддерживаются следующие протоколы: Dante, MADI, Waves Sound Grid, SDI, DVI, SFP. Теперь есть возможность взаимодействия с управляемыми по Dante усилителями/процессорами и полноценный доступ к плагинам Waves.
Высокое разрешение:
Это означает переход к 24 бит/96кГц АЦП/ЦАП. В протокол REAC изначально была заложена возможность работы на 96 кГц, всего по REAC доступно 40 каналов в обе стороны и при увеличении частоты дискретизации количество каналов не уменьшается. Это очень важное отличие от других протоколов, например, того же Dante, в котором 64 канала в обе стороны на 48 кГц и уже 32 на 96 кГц.
Настраиваемая архитектура:
Переход на «цифру» открыл совершенно новые возможности для увеличения количества доступных каналов и выходных шин. В Roland M-5000 количество входов и выходов может быть любое. Теперь можно настроить входы/выходы полностью под свои нужды и в любой момент поменять конфигурацию (кстати, переконфигурация каналов/шин происходит без потери звука). С выходом в 4-м квартале этого года приложения Remote Control Software (RCS) все настройки можно будет осуществлять в онлайн или офлайн режиме на Mac или Windows PC. Подключаться к консоли можно будет через USB-порт на задней панели, то есть, никаких специальных устройств не понадобится. Приложение будет поддерживать дисплеи высокого разрешения и использование дополнительных дисплеев, интерфейс будет многооконным, так что всю необходимую для работы информацию можно будет отображать одновременно. M-5000 может работать одновременно только c 128 «канальными единицами». Но каждому входному каналу, помимо основного физического входа, можно назначить два дополнительных. Ещё можно производить сквозную коммутацию консоли и отправлять сигнал с любого доступного физического входа на любой выход напрямую. На каждом канале есть четырех полосный параметрический эквалайзер, два прибора динамической обработки, задержка сигнала и доступ к восьми процессорам эффектов. Для управления настройками нескольких каналов их можно объединять в группы. Групп может быть 12.
На задней панели пульта имеется 16 локальных аналоговых входов и выходов. Главная выходная шина может работать в режиме моно, L-R, L-C-R и 5.1. Помимо основной имеется и дополнительная мастер-шина, которая может быть только L-R.
В M-5000 заложена возможность полного резервирования. Резервирование осуществляется по питанию и по аудиоданным. Поддерживаются только протоколы REAC, Dante и MADI.В пульте предусмотрены огромные возможностей для записи. Сигнал c любых двух выходов можно записывать на USB-флэшку в формате WAV, также с флешки можно проигрывать любой 2-х канальный WAV-файл. Без дополнительных устройств можно записывать/воспроизводить до 16 каналов через USB-интерфейс с помощью любого секвенсера, установленного на Mac или PC c поддержкой CoreAudio или ASIO 2.0 соответственно. В этом случае компьютер воспринимает M-5000 просто как внешнюю звуковую карту. Если требуется записать больше каналов, то можно воспользоваться возможностями протокола REAC (необходимо скачать с сайта Roland бесплатный драйвер для Windows PC и подключиться Ethernet-кабелем к разъёму REAC). Это позволит получить до 40 каналов записи/воспроизведения. Также можно записывать и воспроизводить с помощью карт расширения и соответствующих сетевых протоколов.
В пульт можно записать до 300 сцен, при этом есть общие настройки,”global scope”, влияющие на все сцены, и фильтр вызова, применяющийся к каждой конкретной сцене. Компания Roland выжидала и внимательно следила за шагами конкурентов. Поэтому на сегодня в M-5000 применены лучшие технологические решения и консоль будет востребована в течение многих лет.