На протяжении последних 30 лет, а то и больше, я работал студийным и концертным звукорежиссером. За это время у меня была возможность поработать с очень многими консолями, от крупноформатных инсталляционных систем до небольших туровых микшеров. Некоторые из них были очень хороши, какие-то не очень, но я добивался необходимых результатов от каждого из них.
Когда разговор идет о группе, которая ездит в турне и дает концерты, габаритные размеры, зачастую, имеют большее значение, чем качество звука или продвинутые функции. Часто приходилось работать с такими микшерами, на которых можно только отрегулировать основные параметры звука – поднять уровень вокала и немного добавить бочки в миксе. Об эффектах, эквалайзере, компрессорах, гейтах я даже не заикался, пытаясь получить более-менее пристойный звук из этого недоразумения. Мониторы казались непростительной роскошью, а если они и были, то в большинстве случаев не поддавались настройке. Мой личный «туровый» комплект состоит из 4 пассивных кабинетов JBL + пассивные сабвуферы JBL к ним, 2 усилителя QSC GX5, кроссовер SPX90, 16-канальный микшер Mackie, кофры, кабели, активные самодельные мониторы и т.д. Как видите, это более-менее стандартный туровый набор для небольшой группы, но как я уже сказал, у меня более 30 лет опыта и уровень подготовки немного выше, чем у большинства звукорежиссеров. Этот комплект занимает больше места в моем фургоне, чем мне хочется, и я всегда стремился сократить количество акустических кабинетов при сохранении оптимального баланса качества и мощности звука.
Однажды, увидев параметры и цену микшеров серии X-Air, я понял, что это именно то, что я хотел. Потом внезапно, просто как знак судьбы, музыкальный магазин «Musicians Friend» увеличил мою кредитную линию, и я стал владельцем новенького микшера XR18 (версия на 18 каналов и 12 шин).
Основы
Давайте начнем с основных параметров. При первом рассмотрении вы будете удивлены его компактными размерами и малым весом. Сам микшер выглядит как стейдж-бокс: никаких органов управления, никаких дисплеев, никаких кнопок или фейдеров. В комплекте поставки есть «уши» для установки микшера в рэк. На передней панели прибора расположены 16 микрофонных входов с комбинированными разъемами XLR/TS/TRS для подключения симметричных или несимметричных источников. Итак, сигналы линейного уровня можно подключать напрямую. А на входы 1 и 2 подключать можно электрогитару или бас, то есть инструменты с высоким сопротивлением. На всех 16 входах с XLR установлены легендарные предусилители Midas. Входы 17 и 18 — это входы линейного уровня на разъемах TS/TRS и имеют ограниченные возможности обработки. У микшера 8 аудио-выходов на XLR, 6 Aux и 2 мастер выхода. На Aux можно подключить мониторы, сабвуферы (подавать на них сигнал отдельных инструментов вместо полного микса через кроссовер), посылы на внешние эффекты и т.д. Мастер выходы, естественно, предназначены для подключения активных кабинетов, усилителей мощности или же кроссоверов.
На лицевой панели микшера есть еще несколько разъемов: разъем для наушников (с регулятором громкости), разъем Cat5 Ethernet, разъем Ultranet (для подключения к многоканальной системе мониторов), выключатель Wi-Fi, MIDI In/Out, USB (для многоканального рекордера) и антенна Wi-Fi.
На задней стороне устройства находится гнездо для кабеля питания и выключатель. Вот, собственно говоря, и все, что можно увидеть на этом микшере.
Все в приложении
На фото можно увидеть, что на микшере просто нет никаких органов управления, и для работы с ним вам понадобиться одно из доступных на рынке смарт-устройств (IPhone, смартфон на Andriod, IPad или планшет на Andriod) или ноутбук PC/Apple. Все операции производятся в БЕСПЛАТНЫХ фирменных приложениях/программах, которые можно скачать в Google Play, Apple Store или на сайте производителя. Соединение происходит через встроенный WIFI (более подробно об этом позже), который по моему опыту работает стабильно и эффективно.
Управляющее ПО можно установить заранее без подключенного микшера и в режиме офлайн разобраться с его функциями и возможностями. Это стало одним из решающих факторов во время принятия решения о покупке, поскольку у меня появилась возможность поработать с софтом и на ноутбуке, и на планшете.
Для тех, кто хочет разобраться с софтом, у Behringer есть целая серия обучающих видео по работе с X air.
В слайд-шоу показаны некоторые рабочие экраны версии для ноутбуков и, как можно увидеть на картинках, интерфейс имеет удобную компоновку и навигацию. Версия приложения для планшета несколько отличается от ноутбучной, но всё-таки сохраняет простоту и удобство навигации по рабочим экранам для выполнения рабочих операций.
Как вы можете видеть, в верхней части экрана расположены ярлыки вкладок. При включении программы, первой открывается вкладка микшера. На ней представлен полный обзор всех каналов и их настроек. На следующей вкладке появляется возможность получить более подробную информацию об остальных секциях микшера. На вкладке Channel представлена развернутая информация о функциях основных входов (источник и уровень сигнала, фантомное питание, полярность, разрывы для эффектов и т.д.) и есть возможность вносить изменения в настройках. На вкладке Input уже можно изменять все доступные настройки. Мне очень понравилось, как при нажатии на неизменяемый параметр включается ближайший параметр, который можно изменять, что очень полезно.
Здесь для каждого канала имеются вкладки гейта, эквалайзера и компрессора! Да-да, здесь для каждого канала есть гейт и компрессор! При нажатии на определенную вкладку открывается окно с графическими органами управления и плавными настройками, которые можно вносить перебором значений, внесением конкретного значения цифрами или в отдельных случаях перетягиванием кривой. Все органы управления работают интуитивно понятно, а мне особенно нравится, когда при наведении курсора мыши на индикаторную полоску появляется полоска фейдера. Фейдер можно двигать мышью или колесиком мыши и еще раз повторюсь – регулировка происходит очень плавно и удобно. Последние две вкладки вызывают эффект-рэк на четыре ячейки и обзор индикаторных линеек, на котором в реальном времени показаны уровни всех входов, шин и посылов, так что можно увидеть все на одной странице.
У этого микшерного процессора то же сердце и мозг, что и у известного микшера Behringer X32. Здесь доступен 41 эффект, которые можно загрузить в виртуальный рэк эффектов на четыре ячейки. Некоторые эффекты можно включить в режим «двойной моно», что позволяет использовать одну ячейку эффекта для двух разных сигнальных трактов. В списке эффектов можно найти бессмертную классику вроде LA2A, 1176 и других. Качество эффектов оказалось выше, чем я рассчитывал, кроме того у них очень продуманный и удобный интерфейс. Каждую точку рэка можно назначить как разрыв на любой вход (с 1 по 16) или выход, включая мастер-выходы левый/правый, или же на шину посылов эффектов.
Единственное, что может смутить, это настройка aux-посылов, особенно если до этого не работать с «посылом на фейдеры». Управляющее приложение XR18 позволяет управлять aux-посылами через «посылы на фейдер» или напрямую через вкладку «sends», так что независимо от метода, который будет вам удобен, можно достичь желаемого эффекта.
Запись и роутинг
Микшер XR18 имеет USB-интерфейс на 18 каналов в оба направления, которые можно задействовать для записи и воспроизведения на всех 16 каналах (24 бит 48 кГц) через ваш DAW, для чего нужно будет скачать и установить БЕСПЛАТНЫЕ драйвера для USB. С его помощью можно проводить запись живого выступления прямо на ноутбук или на внешний диск. Далее эту запись можно обработать в студии для оценки собственной работы или для создания коммерческого продукта. Я считаю, это отличная дополнительная возможность!
В микшере имеется порт Ultranet для соединения с мониторным микшером Behringer или хабом P16. У меня не было возможности протестировать эту функцию, но все равно приятно осознавать, что она есть.
Что касается роутинга, то у XR18 он просто потрясающий! Здесь можно назначить любой вход на любой канал, любую шину на любую выходную шину и т.д. Интерфейс абсолютно интуитивно понятный и простой (см. картинки выше), но самое главное, он всеобъемлющий.
Подключение WI-FI
Встроенный роутер может работать в одном из трех режимов: подключение кабелем Ethernet к LAN, клиент Wi-Fi или точка доступа. Необходимый режим выбирается отдельным переключателем на передней панели, а настройка и выбор остальных опций (включая выбор постоянного или динамического IP адреса, защита доступа паролем и т.д.) осуществляется в приложении. Учтите, что при подключении по LAN пароль доступа не работает и любое подключенное напрямую к микшеру устройство может им управлять.
Независимо от выбранного беспроводного режима, некоторые залы или помещения могут стать большим испытанием для стандартного беспроводного подключения. В таком случае можно подключить внешний роутер на 5 ГГц, который в некоторых случаях даже рекомендуется применять. Я лично рекомендую применение качественного роутера на 5 ГГц, таким образом, вы гарантируете себе концерт без проблем. Тем не менее, лично у меня до сих пор ни в одном из клубов, где мы выступали, не было ни единой проблемы со встроенным роутером.
Единственное, что я могу сказать об этом микшере – с ним у меня на ЖИВОМ концерте появилось время обратить внимание на сцену. Если вы работаете за пультом, то понимаете, о чем я говорю. Все значения выставлены, я смотрю на интерфейс моего микшера и у меня перед глазами все гейты, компрессоры и отличный эквалайзер. Дилеи, ревербераторы и все 41 прекрасных эффектов были у меня под пальцами. У меня было 6 Aux выходов, так что я мог обеспечить каждому члену группы отдельный мониторный микс и при этом у меня оставался еще один Aux для подключения сабвуферов, чтобы я мог направить на них только те нужные мне инструменты (Aux на сабвуферы) отдельным миксом (бочка, бас-гитара, томы и ничего более, что позволяет получить очень плотный насыщенный низкочастотный звук). Каждый член группы мог самостоятельно создать свой мониторный микс с помощью приложения XAir Q для их смартфонов!
Вот в этот момент я понял, что это именно то, что я так долго искал! С помощью одного легкого рэкового устройства можно избавиться от микшера, мультикора и рэка с приборами эффектов, а если заменить пассивные кабинеты на активные, то и усилителям с кроссовером можно будет сказать «давай до свидания»!
Подводя итоги, я могу сказать, что если вы ездите с концертами и возите свое оборудование, то микшера серии XAir это именно то, что вам нужно! Оставляете на сцене это устройство, включаете в него микрофоны и все инструменты, и всё готово. Как говорят: «Без шума и пыли!» Настройка занимает гораздо меньше времени, саундчеки проходят гораздо легче и каждый музыкант сам управляет своим мониторным миксом, ПЛЮС ко всему у вас появляется целый массив плагинов высокого уровня, для настройки звука как на огромной концертной консоли!
В серии X Air представлено 4 модели: XR12, XR16, XR18 и X18 на случай если у вас есть заведение, в котором нужно заменить микшерную консоль не переключая кабели.
По материалам статьи Ричарда Л’Оммдье